A A
RSS

Дикция в детском хоре

Четкость произношения в разговорной речи непосредственно  связана с певческой дикцией, то есть с ясным произношением слова при пении. Тем не менее, певческая дикция отличается некоторыми особенностями.

Спетое слово имеет свою особую красоту. Певческая практика показывает, что достичь в полной мере красоты звучания слова в пении нельзя, ограничиваясь только воспитанием чистоты речевой дикции. Объясняется это тем, что формирование звуковой волны в разговорной речи и при пении различно.

В то же время резкие недостатки в произношении согласных звуков могут быть преодолены и специальной работой над дикцией без пения, например, шепелявость сравнительно легко устраняется работой над положением языка.

Примеры звуковых сочетаний, неудобных при пении (слова, содержащие группы из нескольких согласных):

ВСТРетим; счаСТЛивей; поД КРышей; оТКРыты, СДРужились; куСТ Ракиты; я сеЙчяС С ДРутим сольюсь; наС С Солнцем, пуСТЬ Пули.

(Все приведенные примеры заимствованы из школьных песен.)

Упражнения а четком произношении этих и им подобных слов без пения должны предшествовать певческой работе над ними.
Соединение словесно-поэтического образа с образом музыкальным реализуется в пении с текстом, В узком смысле пение с текстом — это распев звуков напева на различных сочетаниях гласных и согласных. Вырабатывая полную слитность унисона, учителю придется следить и за точностью произношения гласных звуков, так как полный унисон — это верность интонирования на правильно произнесенном гласном звуке в его сочетаниях с согласными звуками.

В практике пения учитель обязан познакомить детей со свойствами гласных и согласных звуков, иными словами, дать понятие о слогах более легких и более трудных для пения.
Само название гласные звуки (глас — голос) показывает, что для голоса они вполне удобны.

Всего легче поется гласная а.
Из числа согласных звуков наиболее удобны для пения: л, д, м, н.

Согласная л помогает легкой атаке звука (начало певческого звучания).
Исключительно удобный и легкий для пения слог ля. Именно поэтому и употребляется для распева у большинства народностей.
Ля следует произносить в пенни, как итальянский слог lа, то есть твердое l и несколько мягкое а.

Согласная д облегчает твердую атаку звука.
«Тупые» согласные т, п, б в сочетании с гласными полезны для выработки четкой атаки звука.
Носовые согласные м, н облегчают нахождение хороших резонаторов,
Пение с закрытым ртом — это фактически пение на согласном звуке м.
В сочетании с носовыми гласными звуки м, н содействуют резонированию певческих слогов, например, таких:

ма
ми—ни—ми
ми—мэ—ма—мо—му

Последнее сочетание слогов содержит постепенное раскрытие певческих гласных от узкого и до широких а, о, с прикрытием рта (и звука) на гласной у.
Гортанные согласные г, к вызывают горловое звучание при пении, которого во всяком случае следует избегать.
Согласные звуки, совершенно прерывающие певческий звук, —   это шипящие ч, ш, щ и свистящая с. Слоговые сочетания, включающие такие согласные, для пения трудны.

Основное правило произношения согласных звуков — четкость и краткость.

Известно, что все мастера хорового пения добиваются абсолютно точного (вплоть до мельчайших долей секунды) совпадения произношении согласных звуков при пении.

Деление слов на слоги при пении не всегда совпадает с грамматическим делением. Как правило, группа согласных или одна согласная присоединяются при пении к следующему за ними гласному звуку, например:

Расчленение на слоги грамматически правильное:
Славь-ся ты, рус-ска-я на-ша зем-ля.

Расчленение на слоги, требуемое при пепин:
Сла-вься ты. ру-сска-я на-ша зе-мля.

Следование этому правилу совершенно необходимо при выработке пения легато (связного пения, кантилены).

Большое значение при пении имеет положение языка во рту поющего. Нормальное певческое положение языка следующее: он должен лежать плоско, касаясь кончиком основания нижних зубов.

С. Е. Максимов

Tags:

1 Комментарии к этому материалу

  1. Валентина Says:

    Интересная информация, полезная для начинающих учителей, спасибо.

Комментировать

 
Головоломки Ноты беседы-очерки-рассказы видео детское творчество истории создания опер истории создания песен мифы-легенды-сказки музыкальная педагогика музыканты улыбаются отголоски прошлого портреты композиторов праздники-развлечения советы стихи о музыке танцы театр кукол теория музыки фонограммы mp3 фото хор цитаты школьная филармония
Великие о музыке
  • Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
    Людвиг ван Бетховен

  • Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий Шостакович

  • Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Ромен  Роллан

  • Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.
    Уолтер Патер

  • Без музыки жизнь была бы ошибкой.
    Фридрих Ницше

  • Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем
    Эдвард Григ

  • Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная.
    Фридерик  Шопен

Яндекс Метрика

Апрель 2017
M T W T F S S
« Dec    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930