A A
RSS

Элементарная теория музыки. В. А. Вахромеев. “Музыка”, 1966.

Вс, Apr 26, 2009

Теория музыки

Метр и ритм
§ 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей

Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности.
В музыке происходит чередование длительностей звуков, вследствие которого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.

Например:

ritmimetr11

В музыке применяются длительности:

1) основные (четного деления), о них было сказано в главе второй, это
целые, половинные, четверти, восьмые и т. д
2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления
основных длительностей на любое количество равных частей.
К числу их относятся наиболее часто встречающиеся следующие формы произвольного деления:

ritmmetr3

ritmmetr4

§ 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт.

В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует в музыке равномерное движение (как говорят, пульсацию). В этом движении звуки некоторых долей времени выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами.
Доли. на которые приходятся акценты, называются сильными долями.
Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется метром.
Доля метра может быть выражена различной длительностью.
Выражение долей метра определенной длительностью называется размером.
В нотном письме размеры обозначаются двумя цифрами.
Они помещаются при ключе после знаков альтерации и ставятся одна под другой.

Например:

r-r

Верхняя цифра обозначает количество метрических долей, я нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере.

Отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом.
В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется  тактовой чертой.

Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом.

В большинстве случаев затакт не превышает половины  такта.
Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.
В конце, а иногда и по окончании части произведения ставится двойная тактовая черта.
В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

Пример затакта:

zatakt

Tags:

Комментировать

 
Головоломки Ноты беседы-очерки-рассказы видео детское творчество истории создания опер истории создания песен мифы-легенды-сказки музыкальная педагогика музыканты улыбаются отголоски прошлого портреты композиторов праздники-развлечения советы стихи о музыке танцы театр кукол теория музыки фонограммы mp3 фото хор цитаты школьная филармония
Великие о музыке
  • Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
    Людвиг ван Бетховен

  • Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий Шостакович

  • Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Ромен  Роллан

  • Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.
    Уолтер Патер

  • Без музыки жизнь была бы ошибкой.
    Фридрих Ницше

  • Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем
    Эдвард Григ

  • Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная.
    Фридерик  Шопен

Яндекс Метрика

Декабрь 2017
M T W T F S S
« Dec    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031