A A
RSS

Увлекательное путешествие

Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся.
Д. Шостакович
А теперь давайте усядемся поудобнее, включим плеер и отправимся в увлекательное путешествие в мир музыки.
Важное условие для того, чтобы это путешествие было успешным,  — хорошая семейная фонотека.
Так же как мы собираем сегодня личную библиотеку из лучших произведений литературы, так мы должны постараться собрать, а это намного проще, фонотеку из лучших произведений мировой музыкальной культуры.
Я написал путешествие и представил себе слушание музыки с детьми именно как путешествие, как движение вперед, где в конце пути вырисовываются монументальные, величественные здания Сонаты, Концерты, Симфонии. Надеюсь, что в этом путешествии вам поможет небольшой музыкальный словарь, приведенный в этой статье. Отдельные пункты этого словаря и будут станциями на пути следования. Проводниками в дороге будут уже известные ребятам песни, танец, марш. Они же — первые станции в нашем путешествии.

Итак, Песня.
А. М. Горький сказал: «Народная песня — это душа народа». Расскажите детям, что народная песня лежит и всегда лежала в основе творчества многих композиторов. Из русских композиторов Глинка, Мусоргский, Балакирев, Чайковский, Лядов и многие другие не только широко использовали народные песни в своих произведениях, но и сами их собирали.  Можно привести как пример песню «Во поле береза стояла», использованную в финале Четвертой симфонии П. И. Чайковского. Прослушайте эту музыку или хотя бы отрывок из нее, чтобы ребенок мог услышать хорошо известную ему  песню.
Расскажите, что в песнях народ делится и горем, и радостью, что исполняются они и одним человеком, и хором. С удовольствием слушают школьники отрывок из рассказа И. С. Тургенева «Певцы», где ярко показано эмоциональное влияние песни на человека.
Вообще перед каждым прослушиванием имеет смысл сказать детям несколько слов, которые могли бы заинтересовать, привлечь их внимание. Это может быть рассказ о жизни композитора, о содержании музыки или об истории ее создания.

Помню два концерта старинной музыки, которые мы проводили в общеобразовательной школе для учеников младших классов. На первом ребята ерзали, переговаривались, слушали невнимательно, некоторые даже уходили во время исполнения. На втором же сидели затаив дыхание, просили приходить еще. Никакого секрета нет.
Просто перед вторым концертом мы рассказали об истории создания исполняемых произведений. Потом вышли двое ребят, одетые, как слуги в старинных замках, и зажгли свечи. Погас свет. Мы сумели заинтересовать ребят, удовлетворить их страсть к необыкновенному, вызвать определенное настроение.
Вспоминаю другой концерт, посвященный Дню Победы. Освещение  уменьшили. Баян тихо выводил «Землянку», а ведущий сказал: «Ребята! Представьте, что к воинам на передний край приехали артисты. Вдалеке слышны разрывы снарядов, пулеметные очереди, а артисты выступают несмотря ни на что». Концерт прошел с большим успехом.

Надо сказать, что говорить о музыке трудно. Постарайтесь найти слова, которые были бы интересны именно вашему ребенку, учитывали бы его  индивидуальность.
Большое значение для патриотического воспитания школьника имеет его знакомство с революционными песнями. Мелодия революционной песни «Слушай» проходит как одна из тем в Тринадцатой симфонии Д. Шостаковича. В этой симфонии рассказывается о революционных событиях 1905 года.
Из сочинения по музыкальной литературе Гали К., 11 лет:
«Слушай» — страшная песня. Я представила себе мрачные, сырые камеры с крошечным окошком высоко под потолком, куда еле-еле проходит свет. Особенно тяжело слушать крик часовых «Слушай», которым они перекликаются в конце каждого куплета. Он улетает за высокие стены тюрьмы и тает вдали. Крик этот еще долго после прослушивания песни звучал у меня в ушах…»
С большим интересом знакомятся дети с широко известными песнями времен гражданской войны («Смело мы в бой пойдем», «Проводы» и др.), с песнями тридцатых годов («Орленок», «Марш энтузиастов», «Песня о Родине»), с песнями Великой Отечественной войны.
«В лесу прифронтовом» (музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского).
Из сочинения по музлитературе Сережи Т., 12 лет:
«После грохота и шума боя наступила тишина. Бойцы прилегли на траву, отдыхают. Кто-то пишет письмо домой, кто-то чистит оружие. Баянист достал инструмент и тихо заиграл старинный вальс «Осенний сон». Солдаты слушают любимую мелодию, вспоминают свою семью, детей. Им хочется быстрей разбить фашистов и вернуться домой».
Много интересных песен написано и в послевоенные годы. Сегодня, как и раньше, песня используется в творчестве многих композиторов. Прослушайте, например,Третий фортепианный концерт Д. Б. Кабалевского, где звучит любимая песня пионеров «Наш край», или Седьмую симфонию С.  Прокофьева, в которой используются многие песни прошлых лет.

Следующая станция на нашем пути — Марш.
Эта станция тоже хорошо знакома ребятам. Еще по дошкольному опыту они знают, что под марш ходят в ногу. Для марша характерен четкий ритм.
Как и песня, марш поможет нам войти во многие жанры музыки.  Прослушайте «Военный марш» Шуберта, написанный для фортепиано. Он звучит парадно и празднично.
«Марш Черномора» из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», траурный марш «На смерть героя» Л. Бетховена из фортепианной Сонаты № 12. «Бетховенские герои умирают стоя», — написал об этом марше Р. Роллан. В форме маршей написаны и многие пионерские песни, например «Марш юннатов» И. Дунаевского из кинофильма «Крылатая защита».
М. Глинка «Марш Черномора», Саша М., 11 лет:
«Когда в начале марша я услышал резкие скачки в музыке, то понял, что это и есть злой волшебник Черномор. Он похитил Людмилу во время свадебного пира.
Слушая музыку, легко представить себе это шествие; впереди идет уродливый, злой карлик, а за ним его слуги. Во второй части музыка светлая, приятная. В оркестре звучат колокольчики, и чувствуется, что все шествие носит сказочный характер».
А вот как Пушкин описывает появление Черномора перед Людмилой:

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет.
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую голову несет.
И входит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей

А мы приближаемся к новой станции — Танец. Скажите ребятам, что каждый народ имеет свои любимые танцы. Русские — камаринскую, украинцы — гопак, белорусы — бульбу, грузины — лезгинку, поляки — полонез, мазурку, венгры — чардаш и т. п. В танцах мысли и переживания выражаются в движениях под музыку. В каждом танце есть свои самобытные, присущие именно этому танцу черты.

Танцы, как песни и марши, помогут нам войти в мир серьезной музыки.
Так, веселую, живую народную пляску «Камаринская» вы можете послушать среди пьес «Детского альбома» П. Чайковского. В опере Мусоргского «Сорочинская ярмарка» звучит один из наиболее ярких примеров гопака.
Народные танцы, как и песни, являются богатым источником творчества композиторов. Прослушайте с детьми, например, «Славянские танцы» А. Дворжака, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Норвежские танцы» Грига.
«Норвежский танец» Грига ля минор. Из сочинения Тамары А., 13 лет:
«В Норвегии, как и во многих других странах, танец обязательно сопровождает праздники. Этот танец называется халлинг. Я слышу, как одна стремительная мелодия сменяет другую, и представляю себе, что это мужчины танцуют по очереди, соревнуясь в силе, ловкости, изобретательности.
Среди огромного числа танцев многие получили широкую известность. Особенно мазурка, менуэт, гавот, полонез. А такие танцы, как вальс и полька, танцуют во всем мире до сих пор».
Французский танец менуэт вы можете услышать в опере В. Моцарта «Дон Жуан». Другой французский танец — гавот часто звучит в творчестве Ж. Люлли. В произведениях многих композиторов звучит вальс. Это объясняется большими возможностями вальса, который очень разнообразен по настроению, характеру.
Прослушайте с детьми вальсы Ф. Шуберта, полные грации и задушевности; вальсы Штраусов (младшего и старшего), отличающиеся блеском, размахом; вальсы Шопена, которые передают большой поэтический мир чувств.

Следующую станцию на нашем пути мы назовем Настроение.
Напомните детям, что музыка способна вызвать самые разные настроения. Прослушайте с детьми пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского и попросите сказать, какое настроение выражено в каждой из них.
Ребята отлично чувствуют, что в «Старинной французской песенке» настроение грустное, печальное, задумчивое.
В «Итальянской песенке» — радостное, светлое, как выразился один мальчик, «улыбчивое». В «Бабе-яге» — злое, колючее, страшное. Это позволит детям лучше разобраться в своих эмоциях, полнее понять содержание музыки. Я не раз убеждался, что дети, особенно в школьном возрасте, способны почувствовать в музыке и восторг, и отчаяние, и нежность…

Следующая станция —  Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, гармония, тембр), которая поможет детям воспринимать музыку не только в эмоциональном плане, но и в познавательном. Теперь они смогут не только почувствовать, что выражено в музыке, но и понять, как это сделано.
Самый выразительный элемент музыкальной речи — мелодия. Покажите детям на примере какой-либо песни, что мелодия состоит из звуков. Ребенок  должен понять, что звуки эти расположены не случайно, а подобраны композитором в определенной последовательности, чтобы наилучшим образом выразить то или иное чувство, состояние, переживание.
Дмитрий Шостакович писал, что «… подобрать несколько звуков не так уж трудно, но сделать мелодию очень трудно. Для этого требуется помимо таланта еще большое умение».
Мелодичность очень важна для выразительности музыкального произведения. Если изменить мелодию, то меняется и характер музыки. Но хотя мелодии бесконечно разнообразны, все они происходят из сочетания всего семи звуков. Ничтожные изменения в порядке расположения этих звуков совершенно меняют мелодию, делают ее непохожей, неповторимой. Так, из гаммообразного движения, то есть из последовательного перехода от одного звука к другому, родилась и тема мотива из сцены письма Татьяны, и мелодия арии Джильды из «Риголетто», и глубоко трагическая тема Сусанина (сцена в лесу с поляками), и Мазурка Шопена № 6.
Ритм.
Как бы совершенна ни была мелодия, ее нельзя представить себе без ритма—определенного чередования длительности звуков. Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Объясните детям, что в мелодии одни звуки бывают короткими, другие более длинными. Кроме того, ритм складывается из ударных и неударных долей. Всегда какой-то звук мелодии играется громче, а какой-то тише. Так, например, в Пятой симфонии Бетховена первые три ноты главной темы как раз неударные, ударение же приходится только на четвертую ее ноту. Этим усиливается резкость, напористость мотива. Звуки эти подобраны так, что создают беспокойное, тревожное чувство. Сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь».
Предложите детям по одной ударной и двум неударным долям (раз, два, три) узнать вальс; по чередованию ударной и неударной (раз-два, раз-два) — марш.
Лад.
Кроме того, каждая мелодия имеет определенный лад. «Лад» — слово старинное. Оно означает согласие, порядок. Лад — это определенный порядок расположения звуков. Наиболее распространенный лад мажорный и  минорный. В мажорном звуки располагаются так, что придают музыке жизнерадостный, бодрый характер.
Прослушайте, например, «Итальянскую песенку» Чайковского из «Детского альбома». В минорном ладу характер печальный, задумчивый, иногда трагический.
Например, «Старинная французская песенка», «Похороны куклы» из того же сборника.
Гармония.
Мелодия в современной музыке редко звучит одна. Обычно вместе с ней звучит аккордовое сопровождение, которое вместе с мелодией составляет гармоническое целое и называется гармонией. Гармония является важным выразительным средством. Она дополняет мелодию, украшает ее, помогает в создании определенного настроения. «Дело гармонии, — писал М. Глинка,— дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в мелодии».
Прослушайте с детьми романс Глинки «Я помню чудное мгновенье». Сначала гармония прозрачная, ясная, подчеркивающая спокойный характер мелодии, «чистую красоту» мелькнувшего видения. Но вот нарастает драматизм и аккорды звучат грозно. «В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои», — новая смена настроения выражена в тоскливых, скованных аккордах. В конце романса на словах «Опять явилась ты» гармония становится светлой, радостной.
Тембр.
Одна и та же мелодия, исполненная на разных инструментах и голосом,  покажет ребенку, что тембр (звуковая окраска) тоже является важным средством выразительности в музыке.

Следующая станция на нашем пути — Оркестр.
Расскажите детям, что наибольшего богатства звучание музыки достигает в оркестре. Это слово было известно еще в Древней Греции. Так называлась передняя часть сцены, где обычно размещался хор. Позднее, когда пение стало сопровождаться игрой на музыкальных инструментах, название «оркестр» было перенесено на инструменты.
А еще позднее — на коллектив музыкантов, играющих на этих инструментах.
Познакомьте детей с инструментами симфонического оркестра: струнными (скрипка, альт, виолончель, контрабас), медными духовыми (труба, тромбон, валторна, туба), деревянными духовыми (флейта, гобой, кларнет, фагот), ударными (большой и малый барабан, литавры, тарелки, треугольники и др.). С русскими народными инструментами (баян, домбра, балалайка). С органом, фортепиано, гитарой и другими. Расскажите о музыкальных инструментах. Такие рассказы хорошо сопровождать прослушиванием музыкальных произведений, которые исполняются на этих инструментах.
Так, например, рассказывая о скрипке, можете прослушать с детьми «Мелодию» Чайковского, о флейте — Сюиту Баха ми минор, о виолончели— «Мелодию» Дворжака и т. п.
Вот что написал в сочинении о скрипке Виктор Ш., 12 лет:
«Я очень люблю скрипку. Это мой самый любимый инструмент. Когда она урает, особенно медленные, напевные мелодии, то мне кажется, что поет человеческий голос. Этот голос очень выразительный, и сразу понятно, о чем скрипка поет, — делится горем, что-то рассказывает или просто радуется.
История скрипки очень древняя. Она происходит от лука— оружия древних охотников. Чтобы пустить стрелу, охотник дергал туго натянутую тетиву, и она пела. Так постепенно из лука и возникли древние струнные инструменты. Сначала звук из них извлекался щипком. А позднее — при помощи смычка. Так появилась скрипка…»
Расскажите детям о выдающихся музыкантах мира— Паганини, Листе, Ойстрахе, Когане и других.
Из сочинения по музыкальной литературе Артема Г., 13 лет:
«Разные инструменты симфонического оркестра способны выразить разные настроения. Так в симфонической сюите «Шехеразада» Римского-Корсакова тема грозного и жестокого царя Шахриара передается медными духовыми в нижнем регистре, а тема прекрасной юной Шехеразады исполняется соло на скрипке».

А теперь давайте посетим станцию Дирижер.
Тем более что дети часто спрашивают, могли бы музыканты играть без него.
О роли дирижера говорил французский композитор Берлиоз: «Дурной певец может испортить только свою роль, а неспособный дирижер разрушает все». Дирижер — глава оркестра. Он распоряжается всеми инструментами, указывает каждому музыканту, как провести его партию, когда вступить. Дирижер отвечает за верную трактовку музыкального произведения.
Движениями рук дирижер как бы рассказывает содержание музыкального произведения. Правая рука показывает ритм, темп, вступление солистам и группам оркестрантов. Левая рука показывает динамику (силу звучания).
Таким образом, жест дирижера — это точное и ясное указание музыкантам, и в нем не должно быть ничего лишнего. Время от времени были попытки создавать оркестры без дирижеров, но они всегда оказывались нежизнеспособными и быстро распадались.
Расскажите ребятам, что своими жестами дирижер ведет за собой оркестр и поэтому ему необходимо не только знать музыкальное произведение до мельчайших подробностей, но и внушать доверие музыкантам, уметь владеть собой, быть человеком твердой воли и огромного самообладания.

А впереди станция Концерт.
Так называется музыкальное произведение для сольного инструмента в сопровождении оркестра или заменяющего его фортепиано. Концерт состоит из трех частей. Первая — быстрая, вторая — медленная, напевная, третья —  подвижная, часто танцевального характера.

Прослушайте с детьми концерты для фортепиано Чайковского, Рахманинова, для скрипки Чайковского, Глазунова, концерты для виолончели Шумана, Гайдна и другие.
Из сочинения по музлитературе Гали Ф., 13 лет.
Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского.
«Это одно из самых светлых, жизнерадостных, солнечных произведений Чайковского. Ощущение праздника сразу создает мощное «колокольное» звучание вступления. Основано оно на широкой, непрерывно льющейся, распевной теме. Кажется, что легче становится дышать и праздничный колокол звучит надо всем миром…»
Концерт не исполняется солистом в одиночку. Мы уже говорили, что солиста сопровождает оркестр или фортепиано.

Поэтому давайте побываем на станции Аккомпанемент.
Много лет назад, когда музыкальное сопровождение только зарождалось, аккомпанирующий инструмент просто повторял напев вместе с солирующим музыкантом или певцом. Постепенно с развитием многоголосной, аккордовой музыки аккомпанемент становился богаче и сопровождающими инструментами стали такие, из которых можно извлечь аккорды, — гусли, лютни, гитары, арфы, затем клавесины, а позднее рояль.
Наше путешествие продолжается.

Следующая станция — Композиторы.
Цель посещения этой станции не только узнать, кто есть кто. Важно, чтобы дети почувствовали интерес и уважение к личности композитора. Чтобы, прослушав какие-то понятные и близкие им сочинения, у них появилось желание слушать его еще и еще.
Из сочинения по музлитературе Лены В., 15 лет, «Мое отношение к И.С. Баху»:

«Горький сказал: «Если поставить всех композиторов в виде горной цепи, то Бах своей вершиной уходит в небо». Бах поражает своей грандиозностью и одновременно величайшей простотой. Первые произведения Баха, которые я играла, казались мне сложными и непонятными. Голоса сходились, переплетались, опять расходились, и я не видела в этом смысла. Не получала от музыки удовольствия. Но постепенно я научилась видеть в сложном, внешне запутанном, многообразном движении музыкальной мысли Баха и смысл, и логику, и глубокую эмоциональную насыщенность. Бах стал одним из моих любимых композиторов».
Из сочинения по музлитературе Виктора Б., 13 лет, «Мое отношение к И.-С. Баху»:
«Мне не только нравится музыка Баха. Мое восхищение и удивление вызывает его жизнь. Внешне она вроде бы малопримечательна. Бах не выезжал из родной страны. Не приобрел при жизни славы. Смерть его прошла незамеченной, и о Бахе вскоре забыли. Поражают не внешние события, а целеустремленность Баха, его необычайное трудолюбие. Трудно представить себе, что один человек мог написать такое количество музыкальных произведений. Бах писал и для хора, и для солистов, и для органа, и для скрипки… Есть у Баха и легкие пьесы для детей, и музыкальные пьесы виртуозной трудности. Несмотря на то что все произведения Баха были написаны для церкви, они ярко отражали жизнь.
В них передавались самые разнообразные человеческие чувства: радость горе, грусть. Основные этапы жизни Баха связаны не с внешними событиями, а с творческими достижениями, с созданием таких потрясающих музыкальных произведений, как «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», «Месса
си минор»
и многие другие.
Из сочинения по музлитературе Ани Ф., 14 лет, «Мое отношение к И.С. Баху»:
«Поражает огромная любовь Баха к музыке. Еще в детстве, когда Бах жил у старшего брата, человека сухого и недалекого, он занялся самообразованием. Десятилетний мальчик нашел у брата тетрадь с нотами прославленных композиторов и ночью тайком переписывал их. Это, вероятно, сказалось, и последние годы жизни Баха омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции великий композитор ослеп. Но и ничего не видя, он продолжал писать музыку, диктуя свои произведения для записи».

Дайте прослушать ребенку «Токкату» Баха, которая сразу привлекает внимание величием, огромной внутренней мощью. Для первого прослушивания Баха надо подобрать детям такие произведения, которые не отпугнули бы их своей сложностью.
«Бах И.-С. «Токката» из «Токкаты и фуги ре минор». Из сочинения по музлитературе Гали Ш., 14 лет:
«Эта музыка звучит недолго. Но она буквально ошеломила меня. Может быть, еще и потому, что орган, на котором она исполняется, я, кажется, слышу впервые. Поразительные мощь, сила и красота. Кажется, что раздвинулись стены класса и вместо потолка над нами огромное, звездное небо, которому нет конца…»

А впереди уже виднеется одна из самых важных и интересных станций на нашем пути — Программная музыка.
На этой станции дети бывали и раньше. Они знают, что содержание многих музыкальных произведений раскрывается уже в заглавии. Например, «Болезнь куклы», «Зимнее утро» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, «Клоуны» Д. Кабалевского и т. д. Нередко, кроме заголовка, программным музыкальным произведениям дается и более или менее развернутое словесное пояснение.
Это может быть эпиграф, который имеют, например, пьесы из фортепианного альбома П. И. Чайковского «Времена года»; оркестровые вступления к действиям, как в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; целая программа, которую имеет, скажем, симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк» или его же сюита «Зимний костер».
Иногда в программе подробно излагается сюжет произведения —  «Фантастическая симфония» Берлиоза и особенно произведения Рихарда Штрауса, который описывал сюжет вплоть до мельчайших подробностей. Иногда дается перечень основных героеви образов, как в симфонической поэме П. Чайковского «Буря».
Покажите детям на примерах, что программная музыка способна рисовать в  воображении слушателей самые разнообразные картины. Темой программного произведения могут быть картины природы (П. Чайковский «Времена года», Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой» — вступление к опере «Хованщина»), и жизненные характеры и ситуации (симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, «Веселый крестьянин» Р. Шумана), и фантастические образы. Короче, все, что достойно художественного отображения.
«Времена года» П. Чайковского. «Ноябрь». «На тройке». Из сочинения по музлитературе Игоря П., 12 дет:
«В сборнике фортепианных пьес П. Чайковского «Времена года» — 12 пьес. Столько же, сколько месяцев в году. Музыка каждой пьесы рисует картины природы и передает настроение человека в разное время года. Мне очень нравится пьеса «Ноябрь». Нравится мне и отрывок из стихотворения Н. Некрасова, который помещен перед пьесой:

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши
.

Звучит музыка, и я слышу, как мчится тройка лошадей. Далеко перед глазами лежат поля, покрытые первым снегом. Ехать на тройке весело и приятно. В середине пьесы слышен звон бубенцов. Постепенно тройка все дальше и дальше скрывается из виду».
Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Из сочинения по музлитературе Ани Р., 10 лет:
«Мне нравится эта сказка. В ней рассказывается, как пионер Петя с помощью птички спасает своих друзей от злого волка. Я научилась узнавать каждого героя сказки по музыке. Когда появляется Петя, то звучит веселая, жизнерадостная музыка. По музыке я узнаю неуклюжую, переваливающуюся с ноги на ногу утку, осторожно крадущуюся кошку, страшного злого волка, ворчливого, неторопливого дедушку».
Попросите ребенка самостоятельно определить, на каком инструменте исполняется музыка, связанная с тем или иным персонажем. Напомним вам, что тему птички исполняет флейта, дедушки — фагот, кошки — кларнет, волка — валторны, выстрелы охотников — литавры и большой барабан.

Дети умеют и любят описывать, что они слышат в программной музыке. Вот еще несколько примеров:
Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт». Ира Б., 11 лет:
«Наступает утро. Все постепенно оживает. Музыка становится громче, богаче, красочней. Щебечут птички, расправляют листву деревья. Восходит яркое ослепительное солнце. Пер Гюнт просыпается. Он выходит из дома и вспоминает о своей деревне, своей родине».
Э. Григ «В пещере горного короля». Игорь М., 10 лет:
«Слышатся шаги. Из пещеры выходит войско горного короля. Здесь есть и карлики, и великаны. Когда они идут, то подпрыгивают. Музыка фантастическая, будто несущая в себе какую-то тайну».
«Болезнь куклы» из «Детского альбома» П. Чайковского. Галя К., 9 лет:
«У девочки заболела кукла. Она сидит, пригорюнившись, плачет. В музыке слышно, как у девочки медленно капают слезки — кап, кап. Ей очень жалко свою куклу. И мне тоже жалко…»
На этой же станции вы можете познакомить детей с изобразительными возможностями музыки. Они должны почувствовать, что музыка способна рисовать картины  необычайной силы и яркости, что она как бы дает возможность видеть при помощи слуха. Как это достигается?
Прослушайте с детьми, скажем, вторую часть шестой «Пасторальной» симфонии Бетховена. Здесь композитор, чтобы передать чувство безмятежности и покоя, вносит в музыку изобразительные элементы.
Скрипки имитируют журчание ручейка. Деревянные духовые — пение птиц, особенно интересно птичье трио, где флейта подражает соловью, гобой —  перепелке, кларнет — кукушке. Интересные звукоизобразительные приемы и в четвертой части симфонии— «Гроза. Буря». Обратите внимание ребенка на раскаты грома (контрабасы и виолончели), первые капли дождя (скрипки),  усиливающийся шум ливня (контрабасы и виолончели), порывы ветра (пассажи скрипок). Так Бетховен создает атмосферу бури, ее грандиозность, стихийную мощь.
Покажите ребенку, что богатые изобразительные возможности имеет и использование ритмов. Так, с помощью напряженного ритма-скачки Римский- Корсаков в симфоническом антракте «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» рисует картину жестокой битвы русских с татарами. Большие изобразительные возможности имеет и мелодия. Она способна обрисовать ту или иную черту в облике человека. Особенно ярко это качество мелодии проявляется в вокальной музыке.
Прослушайте, например, «Титулярного советника» и «Червяка» Даргомыжского, песню «Спесь» Бородина,«Гном» из пьесы Мусоргского «Картинки с выставки».

А мы уже приближаемся к очередной станции — Балет.
Объясните детям, что в балетном искусстве мысли и чувства действующих лиц, весь сюжет в целом передаются танцами и жестами артистов балета, музыкой оркестра.
Зародился балет в Италии в XV веке, когда при дворах владетельных персон устраивались костюмированные представления с танцами, пением, декламацией.
Большой вклад в развитие балета внес французский балетмейстер Жан-Жорж Новерр, благодаря влиянию которого танцевальные движения в балете стали более естественными, выразительными и разнообразными.
История русского балета тесно связана с развитием русской классической музыки, особенно с творчеством П. И. Чайковского, написавшего музыку к таким замечательным балетам, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Прежде чем повести ребенка на балет в театр или посмотреть вместе с ним балет по телевизору, расскажите ему содержание балета, познакомьте с музыкальными номерами, которые у вас есть в записи.
П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик». Из сочинений по музлитературе Маши К., 9 лет:
«Я смотрела балет «Щелкунчик» в театре, и он мне очень понравился. Даже  больше, чем сказка «Щелкунчик и мышиный король», которую я тоже читала… Деревянный человечек Щелкунчик очень хороший. Он хотя и некрасивый, но добрый. У него доброе лицо и ласковые глаза. Когда мышиный король со своим войском напал на Щелкунчика и его оловянных солдатиков, я переживала за него. Хорошо, что Мари вовремя бросила в мышей свой башмак и те разбежались. Особенно я радовалась, когда Щелкунчик превратился в прекрасного принца. Музыка в балете мне понравилась. Особенно танцы, которые устроили в волшебном королевстве сладостей в честь Мари и Принца: «Вальс цветов», «Танец феи Драже», «Танец шоколада», «Танец чая».
«Танец чая» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.Из сочинения по музлитературе Риты А., 11 лет:
«В «Танце» у чая большая голова, которая постоянпо перевешивает, и маленькие ножки. Чай семенит ножками, так как не может делать большие шаги, и постоянно падает. Музыка здесь напоминает прыжки и кувырки. Чай падает, поднимается и идет своими маленькими ножками дальше…»

На следующей станции — Опера
познакомьте детей с этим важным музыкальным жанром, сочетающим выразительность человеческого голоса, поэтического слова, могучую силу симфонической музыки, достижения драматического и изобразительного  искусства. Расскажите им, что роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речитатив нараспев.

Дайте детям представление о различных видах вокальных сцен в опере: арии, каватине, песне, музыкальном ансамбле, хоре. В сольных партиях отражаются душевные переживания героев. Драматические столкновения интересов отдельных лиц, как правило, отражаются в ансамблях.
Прослушайте с детьми, например, арию Руслана из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки, дуэт Ярославны и Галицкого из оперы «Князь Игорь» Бородина.
Прежде чем вести ребят на оперу, прослушайте с ними отдельные  музыкальные номера, особенно увертюру (вступление к опере), где в общих чертах излагается содержание драматического действия.
Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Из сочинения по музлитературе Инги Ш., 13 лет:
«Снегурочка» Римского-Корсакова — одна из моих любимых опер. Прекрасно царство Берендеев, где -все люди добры, справедливы и любят искусство. Особенно мне нравится сама Снегурочка, дочь Мороза и Весны…»
О музыке к прологу оперы:
«Играет оркестр, и кажется, что мы переносимся в царство природы. Кругом огромные сугробы, высокие мохнатые ели. Тишина. Холод. В глубоких дуплах живут Леший и прочая нечистая сила. Мы слышим в музыке шелест деревьев, таинственные вскрики, шорохи. Особенно выделяются две темы: суровая, сдержанная тема Деда Мороза и нежная, согретая солнцем тема Весны…
Очень хорошо в музыке слышны голоса птиц: кричит кукушка, щелкает дятел, посвистывают другие птицы. Римский-Корсаков с потрясающим мастерством рисует картину птичьих песен и плясок…»

Последняя станция на нашем пути — Симфония.
К восприятию огромного монументального полотна симфонии ребята приходят постепенно. Сначала вы знакомите их с более простыми формами симфонической музыки: увертюрой (например, «Эгмонт» Бетховена), симфонической фантазией («Франческа да Римини» П. Чайковского), симфонической поэмой, симфонической сюитой, наконец отрывками из симфонии.
Надо дать ребенку представление о форме симфонии. Обычно это четыре части: аллегро (быстрая), анданте (медленная), скерцо (подвижная) и стремительный финал.
Содержанием симфонии, как правило, являются большие идеи, философские обобщения, величественные образы современности. В симфонии композитор отражает свое отношение к окружающему миру, к человеку.
«В Пятой симфонии, — писал С. Прокофьев, — я хотел воспеть счастливого и свободного человека, его могучие силы, его благородство, его духовную чистоту. Не могу сказать, что я эту тему выбирал. Она родилась во мне и требовала выхода».
Первая симфония П. Чайковского «Зимние грезы». Из сочинения по музлитературе Тани А., 13 лет:
«Я люблю природу, и мне нравится музыка, в которой есть картины природы. Поэтому с удовольствием слушаю две темы из первой части симфонии. Первая тема звучит в исполнении флейты и фагота на фоне тихого сопровождения струнных инструментов. Падает снежок, кругом зимний лес, заснеженные широкие, русские поля, далеко вдаль вьется дорога. Вторая тема более взволнованная. Может быть, это образы снежной вьюги, поземки, завывающего ветра… Вторая часть называется «Угрюмый край, туманный край». Она написана по воспоминаниям, связанным с путешествием П. Чайковского по Ладожскому озеру. Главная тема широкая, напевная, раздольная. Мелодия оплетена подголосками, наигрышами народного характера…»

Наше краткое путешествие подошло к концу. Порядок, в котором станции  следовали одна за другой, совсем не обязателен для всех. Можно двигаться и другим маршрутом.
Размеры главы не позволили побывать на всех станциях, а на некоторых мы остановились лишь на самоё короткое время. Но не это главное.
Главное — идти все время вперед и вперед, к новым знаниям, к новым музыкальным впечатлениям. И тогда мир музыки предстанет перед нами, перед нашими детьми во всей своей красоте, во всем своем величии. И не полюбить его будет невозможно.

Л. Р. Мадорский

Tags:

Комментировать

 
Головоломки Ноты беседы-очерки-рассказы видео детское творчество истории создания опер истории создания песен мифы-легенды-сказки музыкальная педагогика музыканты улыбаются отголоски прошлого портреты композиторов праздники-развлечения советы стихи о музыке танцы театр кукол теория музыки фонограммы mp3 фото хор цитаты школьная филармония
Великие о музыке
  • Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
    Людвиг ван Бетховен

  • Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий Шостакович

  • Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Ромен  Роллан

  • Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.
    Уолтер Патер

  • Без музыки жизнь была бы ошибкой.
    Фридрих Ницше

  • Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем
    Эдвард Григ

  • Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная.
    Фридерик  Шопен

Яндекс Метрика

Ноябрь 2017
M T W T F S S
« Dec    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930