A A
RSS

Хоровой коллектив в школе

МЛАДШИЙ ХОР
Младший хор характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы — ре— ми-бемоль второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно.

Главная задача — добиться унисонного звучания хора.
Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание уделяется дыханию — широкому дыханию по фразам. Каждое занятие младшего хора (хор занимается 1 раз в неделю 45 минут) начинается обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни выписываются на доске. Иногда применяется прием релятива: вместо неудобной тональности со многими знаками на доске пишется ближайшая удобная, например вместо ре-бемоль мажора ре мажор, вместо фа минора ми минор и т.д.
Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам.
Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно — петь по нотам, и не так уж трудно». Нам важно и в дальнейшем всю свою музыкальную педагогику строить так, чтобы дети не акцентировали свое внимание на том, что то или это чрезвычайно трудно (хотя вся система обучения музыкальной грамоте довольно сложна).

Необходимо учитывать особенности возраста детей. Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.
Хоровой урок должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив — это актив для проведения спевок, пения на сборах.
Все наши занятия, особенно на первом этапе, должны быть подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным творчеством, самой музыкой.
Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать прежде всего занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников (сопереживателей музыки). Мы должны воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценитлей услышанного, умеющих к тому же ясно выражать свое мнение, свои мысли, активно относящихся ко всему, что касается коллектива, — его успехам, неудачам, поведению каждого члена хора. Важны также совместные обсуждения услышанного, увиденного.

В младшем хоре может быть активно применено элементарное музицирование по принципам системы К. Орфа. Для этого в зале (классе), где занимается хор, устанавливаются столы с музыкальными инструментами, и дети по очереди играют свои несложные ритмические партии, аккомпанируя хору.
Примерный набор самых простых инструментов: бубен, треугольник, деревянные палочки (кастаньеты), барабан, цимбалы, тарелки, а также металлофон. (Предварительная подготовка обычно проходит на занятиях хоровым сольфеджио (ритмический диктант и т.д.).

На занятиях младшего хора используются музыкальные игры. Например, «Эхо», «Живые ноты» и т. д.
Работу с младшим хором надо всячески разнообразить. Например, помимо исполнения обычных песен, малыши могут исполнять и целую сюиту на одну тему или несколько песен, связанных литературным текстом.
Можно сделать и тематическую музыкально-литературную композицию. Например: «Школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль…», «Дом, в котором мы живем».
Можно, выбрав солистов, создать целый музыкальный спектакль, ребята будут не только петь, но и говорить, читать стихи и двигаться по сцене. И все это не будет уводить от непосредственной задачи — научиться петь в хоре. Наоборот — привлечение других жанров активизирует исполнительство, делает его еще более разнообразным, эмоциональным.
(Известны случаи, когда на базе школьного хора вырастали целые оперные школьные коллективы (Чкаловская школа Московской области, руководитель В. Н. Чепуров). Но это уже другая специфическая сложная задача. В данном случае мы предлагаем пока только разнообразить виды деятельности хора, особенно младшего, дать ребятам возможность больше двигаться, проявить свою непосредственность…
Конечно, для подготовки музыкальных сцен, маленьких детских опер мало заниматься два раза в неделю, требуется репетировать отдельно с солистами.)
В конце года младший хор участвует в отчетном концерте, и ученики III класса переходят в средний хор.
Если младший хор будет заниматься стабильно, то уже через 2—3 года в средний хор будут переходить дети хорошо подготовленные в вокально-хоровом отношении.

СРЕДНИЙ ХОР
Он состоит из учеников IV—VI классов, занимаются они 2 раза в неделю по 1 часу, 30 минут. Занятия планируются в удобное время. Диапазон хора си—си- бемоль малой ми—фа второй октавы (сопрано, до первой октавы — фа второй, альты си—си-бемоль малой—ми-бемоль второй).
Основные задачи хора: добиться развитого двухголосия с самыми разнообразными сочетаниями, навыков пения простых трехголосных произведений — гармонических и простейших имитационных (например, трехголосные каноны).
При упражнениях хорового сольфеджио и пении по руке четырехголосных упражнений хор произвольно делится на 4 группы.

Средний хор — это важнейшее звено во всей хоровой работе в школе, это главный певческий актив. Дети именно в этом возрасте, как правило, не только хотят участвовать во всех интересных делах, но и могут (в отличие от детей младшего возраста) проявить себя всесторонне: в активном пении, в общественной жизни хора, в передаче своих знаний другим.
Детей 10—12 лет отличает огромная энергия, желание все знать, всему научиться. В хоровой практике этот возраст знаменателен тем, что с расширением диапазонных и исполнительских возможностей (появление двух-, трехголосия) расширяется и репертуар. В это же время у детей развиваются более сложные компоненты музыкальной грамотности, например гармонический слух. В среднем хоре перед руководителем встает немало задач. Например, укрепление самостоятельности каждой хоровой партии. Именно здесь все отчетливее проявляются тембровые особенности каждого голоса (сопрано, дискантов, альтов). Появляются и определенные проблемы: например, как проводить занятия в хоре со всеми хоровыми партиями: совместно или же с каждой отдельно при помощи концертмейстера, старших хористов либо с назначением разных по времени часов для репетиции по партиям.
Например, сопрано вызываются за 1/2 часа до основного занятия хора, а альты остаются на 1/2 часа после основного занятия. На наш взгляд, занятия по партиям приносят определенный эффект, и их проводить нужно. Здесь важно умелое сочетание подобных занятий с занятием хора одновременно.
Средний хор активно выступает в концертах как в школе, так и за ее пределами.

СТАРШИЙ ХОР
Он состоит из учеников VII—Х классов, занимается 2 раза в неделю по 1 часу 30 минут и имеет две  разновидности.
1. Однородный хор.
В нем поют девочки и мальчики (до мутации) —  сопрано, дисканты и альты. Чаще всего в возрасте 12— 14 лет и старше мальчики начинают мутировать.
У них стремительно растет гортань, изменяется голос. Мальчики до мутационного периода поют либо партию сопрано, либо партию альтов.
ные условия, как материальные (помещение, оборудование),
2. Смешанный хор.
Это хор, в котором поют девочки и мальчики (после мутации). Из мальчиков, поющих на октаву ниже, формируется отдельная хоровая партия — мужская. Это еще не тенора и басы, но уже определенная краска в тембровом отношении. Для такого хора необходимо аранжировать произведения специально, учитывая еще очень небольшие в диапазонном отношении возможности мальчиков-подростков.

В старшем хоре продолжается и закрепляется предыдущая работа (младший, средний хоры) во всех направлениях. Старший хор становится (или не становится!) основным музыкальным очагом в школе, организатором и инициатором всех интересных музыкальных дел: праздников песни, строя, музыкальных зарядок и т. д. Воспитание у участников хора желания и возможностей стать активными пропагандистами хорового музыкального искусства в своей школе и за ее пределами — одна из самых главных задач руководителя хора.
Старший хор является также основным исполнительским коллективом школы, потому что при планомерной, правильной постановке работы младших хоровых ступенек участники старшего хора располагают значительным запасом знаний, навыков, впечатлений, умений. Все это дает им возможность пожинать в какой-то мере плоды проделанной в предыдущие годы работы, решать все новые и новые творческие задачи.

В психологическом отношении возраст 13—16 лет характеризуется прежде всего как самоутверждающий себя. Активная перестройка организма, его созревание, взросление и в то же время частое неумение подростка постоять за себя,  неуверенность в себе (отсюда иногда излишняя активность как защитная реакция) — все эти специфические особенности данного возрастного интервала должны быть учтены руководителем хора. Именно в старшем хоре еще больше возрастает роль коллектива, творческого, доброжелательного и требовательного к себе и другим. Рост сознательности в значительной мере зависит от ощущения своей полезности, в этом смысле хор открывает огромные возможности перед каждым из его участников: коллективное творчество, пропагандистская  деятельность (выступления с беседами в своих классах, подшефных отрядах, звеньях и т.д.), участие в самоуправлении хора, в его жизни не только на занятиях, но и вне их (капустники, хоровые лагеря, поездки и т.д.).
В значительной мере возрастает значение индивидуального подхода к каждому из хористов, изучения его интересов, стремлений, специфических черт характера (замкнутость или, наоборот, активная коммуникабельность). Лучше узнать участников хора помогает проводимая в нем ансамблевая работа. В этом смысле идеально было бы весь хор разбить на вокальные ансамбли, которые могли бы исполнять не только хоровой репертуар, но и разучить несколько своих песен. Ансамблевые занятия помогают  активизировать интерес детей к хоровым занятиям, способствуют проявлению их способностей, отвечая стремлению подростка самоутвердиться, проявить себя не только в общей массе, но и индивидуально.

ХОР МАЛЬЧИКОВ
В некоторых школах существует хор мальчиков. Это специфический творческий организм, очень сложный.
Известно, что мальчикам гораздо ближе внешкольные занятия, связанные с движением, они больше, чем девочки, увлекаются играми, спортом, а также  техникой. Мальчики в массе своей менее дисциплинированны, чем девочки, они более возбудимы, и их труднее остановить, если в коллективе начинается какая-либо «цепная реакция».
Во время репетиций постоянно удерживать внимание мальчиков довольно трудно. Опыт многих хормейстеров, работающих с мальчиками, свидетельствует, что в младшем возрасте они легче концентрируют свое внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых, и поэтому плохо интонируют.
Голосовой аппарат у мальчиков более хрупок, чем у девочек, мальчики хуже сохраняют голоса, особенно во время поездок.
В хоре мальчиков происходит частая смена состава, связанная с мутацией (дети в этом случае должны молчать или петь в особой группе), и это может отразиться на исполнительском уровне коллектива.
Все эти и другие специфические особенности, свойственные мальчикам, требуют от руководителя хора особого подхода и к организаторской, и к учебной, и к воспитательной работе в коллективе.
В то же время, пройдя определенный период становления, приобретя привычку к занятиям, научившись трудиться и получать от этого удовольствие и удовлетворение, мальчики с огромной преданностью относятся к своему хору. Не случайно посещаемость в хорах мальчиков очень высокая — они приходят  на занятия, невзирая на непогоду, недомогание! Если исключить влияние мутации и других причин естественного отсева, то мальчики никогда не выбывают из коллектива и по-рыцарски сохраняют верность ему.

При всей сложности ведения хора мальчиков умелое использование психологических особенностей участников этого своеобразного коллектива приносит превосходные результаты.
Прежде всего специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора. Опыт лучших коллективов говорит, что у хора мальчиков широкий диапазон исполнительских возможностей, особенно там, где мужскую партию (или партии: тенора, басы) поют мальчики после мутации (или в период мутации, когда уже появляется мужской тембр голоса). В этих случаях возникает дополнительная хоровая краска (мужской тембр) и расширяется не только диапазон хора, но и его возможности в выборе репертуара.
С точки зрения воспитательной  смешанные хоры мальчиков представляются нам наиболее желаемой формой. Прежде всего увеличивается срок пребывания в хоре каждого мальчика, и тем самым ликвидируется психологическая проблема: «отпел и не нужен». В однородных хорах, где поют девочки и мальчики, или в однородном хоре мальчиков мутация иногда становится трагедией.
Представим себе поющего, любящего хор мальчика, может быть, даже солиста, который после активной деятельности (как правило, перед мутацией голос у мальчиков особенно звучит, «расцветает») вынужден расстаться с хором. И это в возрасте 12—16 лет, то есть в возрасте, в котором мальчики особенно нуждаются в благотворном влиянии, в интересном деле, желании подражать чему-то хорошему,  положительному. Быстро сменить увлечение и заняться также активно другим делом мальчики в большинстве своем не могут: слишком много времени и эмоциональной энергии отнял у них хор, ставший их любимым делом!
Появляется неудовлетворенность, чувство неполноценности, поиск новых друзей, не всегда, может быть, удачный, открываются возможности для влияния улицы и т. д. Вот почему хоры мальчиков, где имеются мужские партии, для нас наиболее желательны.

Еще одна (из многих!) положительных сторон смешанного хора мальчиков состоит в том, что непрерывные хоровые занятия во время мутации и окончания ее (хотя может быть краткий перерыв в случае острой мутации) способствуют тому, что мальчики, взрослея, не теряют желания (и даже активно стремятся) продолжать свои занятия в институтах, училищах, на заводах и т.д. Таким образом, решается один из важнейших вопросов преемственности между детской и юношеской хоровой самодеятельностью, с одной стороны, и взрослой — с другой. И не случаен тот огромный дефицит мужских голосов, который наблюдается у нас и в профессиональном искусстве, и в самодеятельности.

Остановимся в заключение лишь на одном факте применения мужских голосов мальчиков в хоровой практике. У известного чехословацкого хормейстера Ф. Лысека мутирующие мальчики составляли в хоре партию своеобразных детских октавистов. Для того чтобы не выделяться на общем фоне поющих детей, эти мальчики артикулировали песни без звуков. Как только наступал подходящий момент, по знаку дирижера мальчики вступали, исполняя свою особую хоровую партию в диапазоне от ля — соль малой октавы до ре—до малой, расширяя общий диапазон хора и дополняя палитру красок (тембров).

ЗАНЯТИЯ ХОРА (РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН)
(ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ)

Каждое занятие начинается в точно установленное время, любые замены и переносы крайне нежелательны. У детей должна выработаться привычка, например, во вторник или среду в 7 часов вечера или в 13 часов дня (а не в 19 часов 15 минут или 13 часов 10 минут) являться на занятия.
За несколько минут до начала занятий все уже сидят на местах, и дежурный отмечает присутствующих и отсутствующих хористов. Входит руководитель хора, все встают, и дежурный докладывает:
— На занятии хора присутствуют 52 человека, двое больны, Иванова, Петрова и Сидорова отсутствуют по неизвестным причинам, дежурный по хору… (такая-то).
Руководитель здоровается с ребятами, хор отвечает. Можно поздороваться и «музыкально».
Можно и весь рапорт пропеть на заранее придуманную мелодию или речитатив.
Это уже будет элемент игры в оперу. Можно, конечно, ничего этого не делать, но тогда не возникает атмосфера необыкновенности, которая должна быть на каждом занятии, во всяком случае к этому надо стремиться!

-Начинается распевание, с ним тесно связаны занятия хоровым сольфеджио, о котором мы подробно расскажем позднее.
Затем обычно разучивается новая песня. Если это первое знакомство с песней, то перед ее разучиванием следует небольшой рассказ о композиторе, о поэте, о том, что они еще написали; если известна история создания песни, то ребят знакомят и с ней.
Далее происходит показ песни. От того, как он проводится, часто зависит отношение ребят к разучиванию — их увлеченность или равнодушие, вялость.
Руководитель хора обязан использовать все свои возможности при показе, заранее хорошо подготовиться к нему.
Для успешной работы над произведением необходимо, чтобы хоровой коллектив сознательно решал поставленную перед ним ту или иную художественную задачу. Для этого руководитель хора должен интересно раскрыть  художественное содержание песни, объяснить ее стиль, настроение, обратить внимание коллектива на особенно трудные для исполнения места. Если цель поставлена четко, то и хор старается добиться желаемых результатов. Но руководитель хора должен искусно управлять этим стремлением, своевременно выявляя недочеты, поддерживая непреходящий интерес к произведению.

Как правило, на занятиях хора никогда не записываются слова песни (исключение составляют иностранные тексты, трудно запоминаемые, требующие дополнительной проработки с учителем данного языка). В этом нет необходимости, так как при методе пофразного заучивания песни, при ее многочисленном повторении слова учатся сами собой.
Многократное, длительное заучивание одного и того же места, как правило, снижает интерес детей к произведению. И здесь надо обладать очень точным чувством меры, чувством времени, отведенного на повторение того или иного фрагмента произведения.
Встречаются руководители, которые разучивают песню примерно так:
сначала несколько раз сыграют и споют альтовый голос, а потом просят ребят повторить. Дети, конечно, сразу голос не запомнили, руководитель повторяет еще раз — и так до тех пор, пока не выучивается мелодия данного отрывка, а потом тем же методом переходят к другой партии.
Такая система эффективного результата не дает. Если мелодия трудно усваивается, лучше учить ее по фразам, даже по интервалам, на фермате. При этом надо заострить внимание детей — как альтов, которые в настоящий момент разучивают мелодию, так и сопрано, в данную минуту не поющих, — на чистоте интонации каждого звука. Тогда в работе над произведением будет принимать участие (причем участие творчески заинтересованное) весь хор. Поющие альты будут активно следить за мелодией, а сопрано, наблюдая за работой альтов, будут активно слушать, делая полезные для себя выводы.

Мы стараемся не спешить с разучиванием всех куплетов, так как ребята с большим удовольствием поют уже знакомую мелодию с новыми словами, чем с известными, поэтому процесс разучивания следует притормозить. В каждом новом куплете нужно обращать внимание прежде всего на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета. Большое значение придаем мы и выработке активной артикуляции, выразительной дикции при пении. После того как хор выучил основные мелодии, можно переходить к художественной отделке произведения в целом.
Возможен другой вариант: тесное взаимодействие, сочетание решения технических проблем и художественной отделки произведения.

Еще раз хочется подчеркнуть, что пропевание с начала до конца песни, когда она еще как следует не выучена, не отшлифована, ничего, кроме вреда, не дает. Под вредом я имею в виду запевание неточностей (интонация, акценты), которые впоследствии трудно исправлять. Не надо стремиться сегодня же выучить всю песню до конца (даже при самом активном желании ребят), гораздо важнее раскрыть ее смысловое значение, найти и решить самые разнообразные исполнительские задачи при разучивании песни. И постепенно от занятия к занятию украшать исполнительство новыми красками. В этих случаях дети полюбят сам процесс разучивания, а не только его результат.

После разучивания новой песни мы повторяем уже выученные песни. И здесь нет смысла петь каждую песню с начала до конца — лучше исполнять какие-либо места отдельно по партиям, затем вместе для выстраивания интервала (аккорда) можно поработать над какими-то частностями, обогащая произведение новыми исполнительскими нюансами.
При такой работе над знакомым материалом он никогда не надоест.
В конце занятий поются одна или две песни, готовые к исполнению.  Устраивается своеобразный «прогон», в задачу которого входит активизация контакта руководителя хора как дирижера с исполнителями. Здесь отрабатывается язык дирижерских жестов, понятный хористам.
В моменты «прогонов» хорошо пользоваться магнитофоном — для записи и последующего прослушивания. Этот прием дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их устранить. Понятно, что этот прием употребляется не на каждом занятии, а часто его применять не следует, так как теряется новизна и пропадает интерес к нему. В то же время не частое, но регулярное использование магнитофона на занятиях хорошо влияет на творческий рост коллектива.

Заканчивается занятие музыкально — ребята, стоя, исполняют «До свидания», которое поется по мажорному трезвучию.
Музыкальная встреча («Здравствуйте») и музыкальное прощание создают музыкальный колорит занятий и определенную творческую атмосферу.
Важно помнить, что хор во время репетиций ни в коем случае не должен уставать. Если руководитель не может найти способ преодолеть усталость детей, продолжать репетицию нет смысла.
Практика не раз доказывала: быстрая усталость хора «провоцируется» чаще всего занятиями монотонно-скучными, как две капли воды похожими друг на друга, лишенными той изюминки, той приманчивости, которой всегда должно отличаться наше профессиональное и человеческое общение с детьми.
Но если построить занятия изобретательно, интересно, время пролетит незаметно и дети даже не почувствуют утомления.

КОНЦЕРТЫ ШКОЛЬНОГО ХОРА
Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность.
Каждый концерт имеет и воспитательное значение. Для участников хора должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их общий, коллективный труд слушатели.
Следует придавать значение тому, перед кем выступает хор, стараться заранее узнать, кто будет его слушателями, подготовлены ли они к восприятию музыки, пришли ли они специально на концерт или остались, например, после долгого заседания.
Каждый концерт — это отчет о проделанной работе, каждый концерт — это борьба за хоровое искусство. Убеждение слушателей, приобщение их к миру музыки — вот наша задача.
Среди публики всегда встречаются люди, которые попали на концерт случайно, и задача хора — сделать так, спеть так, чтобы им захотелось прийти на встречу с музыкой еще и еще раз.
К каждому концерту хор должен готовиться специально, проводить очередные репетиции и генеральную репетицию, на которой устраивается «прогон» программы, отрабатывается построение, вход, выход, ведение программы.
Желательно, чтобы генеральная репетиция проводилась непосредственно там, где будет проходить концерт. Если нет возможности провести генеральную репетицию за несколько дней или за день до концерта, ее нужно провести в день концерта (скажем,  если концерт вечером, или перед концертом).
В этих случаях репетиция прежде всего преследует цель акустической настройки хора. Нужно найти для него оптимальное место на сцене, удобно расставить хор по отношению к залу, дирижеру, концертмейстеру. Конечно, при подобных репетициях необходимо учитывать разницу акустического эффекта при пении в пустом зале и зале наполненном.

Обычно хор на концертах выстраивается в несколько рядов в зависимости от количества участников хорового коллектива и диаметра сцены. Наиболее распространено построение хора в 4 ряда. Если есть станки, то нижний ряд стоит на полу, а три других — на станках, соответственно на 1, 2 и 3-й  ступеньках. Если нет специальных станков, то за первым рядом, который обычно состоит из детей меньшего роста, стоят на полу дети более высокие, далее на стульях стоит еще один ряд и на столах располагается четвертый ряд.
Возможны и другие модели построения хора на концерте. Например, первый ряд певцов садится на стулья, второй — встает за стульями, третий —  становится на задний ряд стульев, четвертый — на столы.
Построения могут быть различными, но не следует забывать одну аксиому: хор, расположенный на одной плоскости — в затылок друг другу — теряет часть своего звучания, что не может не сказаться на результатах выступлений.

Концерты должны проходить в хорошо проветренном помещении, где достаточно воздуха. При пении поглощение кислорода легкими происходит значительно активнее, чем обычно, а при чересчур высокой температуре воздуха наступает временное кислородное голодание,
Следует предупредить детей, что если кто-то из них почувствует себя во время концерта плохо (головокружение, сухость во рту), надо немедленно, но спокойно покинуть место и уйти за кулисы, а если это невозможно, сесть на  подставку.
При проведении концерта необходимо иметь в виду возраст аудитории (дети младшего возраста, дети старшего возраста, смешанный состав).
Часто концерт хора сопровождается рассказом о коллективе, об истории создания тех или других исполняемых песен. Можно показать фрагмент из упражнений хорового сольфеджио — пение по руке. Совершенно неискушенным слушателям можно рассказать о составе хора, о том, из каких хоровых партий он состоит.
Детям-слушателям интересно знать, в каких классах учатся хористы, как они занимаются в хоре и успевают в школе.
Разговор с аудиторией улучшает контакт хора со слушателями  и способствует лучшему восприятию услышанного. Конечно, беседы не должны быть длинными, утомительными. Построены они должны быть в форме конферанса, но не с развлекательной задачей, а с целью пропаганды музыки, хорового дела, с целью просветительской. Вести эти беседы может сам руководитель, ему могут помогать (очень желательно!) дети-ведущие.
Частота проведения концертов зависит от многих обстоятельств: состояния хора, готовности его концертной программы, необходимости выступлений и т.д. Советы здесь давать трудно.
Ясно одно — слишком частые выступления стирают свежесть впечатлений от участия в концерте. Концерты превращаются в рядовое, будничное дело. В то же время редкие концерты расхолаживают хор. Важно найти «золотую середину».

Пагубное воздействие на коллектив оказывает выступление перед аудиторией, плохо слушающей, незаинтересованной. Например, выступление хора на школьной елке воспринимается обычно как «принудительный ассортимент». Слушатели-дети возбуждены, им хочется двигаться, смеяться, танцевать. И вдруг выступает хор, а его нужно слушать молча; внимательно — нужно, а не хочется. Это настроение публики чувствуют хористы, и им тоже не хочется выступать — не хочется, но нужно, приказано.
Вот этим «нужно» злоупотреблять не стоит, иначе любимое дело превращается в обязанность, а там, где все делается только по обязанности, кончается творчество.

После подобных «нужных» выступлений обязательно надо придумать» и организовать концерт с публикой доброжелательной, активной, для которой не только приятно петь, а хочется делать даже невозможное! Такая аудитория, как правило, в подшефных воинских частях, в цехах заводов и фабрик, на полевых станах. Такой аудиторией могут стать и собственные родители, для которых неплохо 2—3 раза в год устраивать специальные выступления.
Минимальное количество выступлений хора в год — 4—6 (но реже 1—2 раз за четверть), в середине и во второй половине года хор выступает чаще: ребята лучше подготовлены, им есть что показать.
Хор может выступать с несколькими номерами и с отделением в концерте художественной самодеятельности, может дать полный самостоятельный сольный концерт в двух отделениях.
Полезно записывать выступления хора на магнитофон и даже  создать специальную фонотеку, по которой можно в дальнейшем судить о творческом росте коллектива.

Хорошей традицией является обсуждение каждого выступления и особенно сольных концертов с подробным разбором успехов и недостатков. В этих разборах участвует весь хор, часто приглашаются постоянные слушатели: учителя, родители. Задача разбора — воспитать в коллективе желание совершенствоваться от концерта к концерту, повышая исполнительский уровень. Разбор всегда проходит в доброжелательном, дружеском тоне, тогда никто в коллективе не обижается, а, наоборот, у всех растет желание стать лучше, петь лучше.

Георгий СТРУВЕ

Tags:

Комментировать

 
Головоломки Ноты беседы-очерки-рассказы видео детское творчество истории создания опер истории создания песен мифы-легенды-сказки музыкальная педагогика музыканты улыбаются отголоски прошлого портреты композиторов праздники-развлечения советы стихи о музыке танцы театр кукол теория музыки фонограммы mp3 фото хор цитаты школьная филармония
Великие о музыке
  • Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
    Людвиг ван Бетховен

  • Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий Шостакович

  • Музыка подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Ромен  Роллан

  • Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой.
    Уолтер Патер

  • Без музыки жизнь была бы ошибкой.
    Фридрих Ницше

  • Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем
    Эдвард Григ

  • Музыка не имеет отечества; отечество ее – вся вселенная.
    Фридерик  Шопен

Яндекс Метрика

Июнь 2017
M T W T F S S
« Dec    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930